×

Актуальные вопросы развития адвокатуры

13 сентября состоялось очередное заседание Совета Федеральной палаты адвокатов РФ
Материал выпуска № 18 (275) 16-30 сентября 2018 года.
Фото: «Адвокатская газета»
В ходе очередного заседания были подведены итоги Всероссийского дня бесплатной юридической помощи «Адвокаты – гражданам», рассмотрен проект поправок в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», внесены изменения в Положение о Национальной премии в области адвокатской деятельности и адвокатуры, обсуждена подготовка проекта Стандарта повышения квалификации адвокатов, а также решен ряд организационных вопросов.

С сообщением об актуальных для адвокатуры событиях, прошедших в период между заседаниями Совета, выступил президент ФПА РФ Юрий Пилипенко. Наиболее острой на текущий момент он назвал ситуацию с задержанием и привлечением к административной ответственности адвоката АП Краснодарского края Михаила Беньяша (см. подробности на сайтах fparf.ru и advgazeta.ru). Президент АП Краснодарского края Владимир Чехов в свою очередь информировал, что палата приняла все необходимые меры в защиту адвоката. Сейчас это дело находится на контроле палаты.

Юрий Пилипенко отметил, что в ФПА РФ имеются решения судов, усматривается возможность их обжалования, которой необходимо воспользоваться. Материалы переданы вице-президенту ФПА РФ Генри Резнику как председателю Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов. Президент ФПА РФ также сообщил, что в ходе его личной встречи с министром внутренних дел РФ Владимиром Колокольцевым был поднят вопрос по ситуации с адвокатом Михаилом Беньяшем.

Генри Резник заметил, что уже беседовал с адвокатом, защищающим Михаила Беньяша, и пришел к выводу, что, по крайней мере, одно из судебных постановлений дефектно, так как в публичных высказываниях Беньяша нет призывов к проведению несанкционированного митинга, а судебный акт не содержит анализа этих высказываний и опирается только на оценки правоохранителей. Если же в действиях Беньяша не содержалось признаков ст. 20.2 КоАП РФ, то его задержание было незаконным. «Я посоветовал адвокату попытаться привезти к нему медиков, чтобы они осмотрели повреждения и определили механизм нанесения повреждений», – добавил вице-президент ФПА РФ. По его мнению, после составления апелляционной жалобы Комиссия сможет высказать свое мнение по этому делу.

Затем президент ФПА РФ остановился на самых значимых мероприятиях, организованных Федеральной палатой адвокатов РФ. Он начал с круглого стола, прошедшего 2 и 3 августа в Костромской области. Затем рассказал о проведенном 1 июня Всероссийском дне бесплатной юридической помощи «Адвокаты – гражданам», о состоявшихся встречах министра юстиции РФ Александра Коновалова с адвокатским сообществом, связанных с обсуждением проекта Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи. Юрий Пилипенко также затронул тему международного сотрудничества, перечислил ряд двусторонних встреч с иностранными делегациями, посетившими Федеральную палату адвокатов РФ, а также назвал те российские регионы, где с рабочими визитами побывали президент и вице-президенты ФПА РФ. Он особо отметил завершившийся в конце августа учебный курс в Южно-Сахалинске, Спартакиаду адвокатов СФО и Республики Монголия в Хакасии, шахматный турнир «Белая королева» в Санкт-Петербурге и VIII чемпионат по мини-футболу среди адвокатов на приз «АГ» в Подмосковье.

На заседании Совета ФПА РФ состоялась дискуссия по ряду положений законопроекта № 469485-7 «О внесении изменений в Федеральный закон “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации”». В частности, это предложения о введении дополнительных условий для изменения членства в адвокатской палате для лиц со стажем адвокатской деятельности менее 5 лет; о возможности переизбрания президента палаты субъекта РФ и президента ФПА РФ на третий срок, которое осуществляется не Советом палаты, а на общем собрании (конференции) палаты или Всероссийском съезде адвокатов; о полномочиях ФПА РФ при рассмотрении дисциплинарной практики; о возможности приостановления статуса на основании личного заявления адвоката без указания причин.

В дискуссии участвовали первый вице-президент ФПА РФ Евгений Семеняко, вице-президенты ФПА РФ Генри Резник, Николай Рогачёв, Алексей Галоганов, члены Совета ФПА РФ и президенты региональных адвокатских палат. В ходе обсуждения отмечалось, что большинство палат поддержали законопроект, советы палат приняли соответствующие решения, однако высказываются и конкретные замечания по ряду пунктов.

По итогам дискуссии Совет ФПА РФ решил одобрить законопроект концептуально и сформировать рабочую группу, поручив ей сформулировать некоторые предложения по совершенствованию отдельных поправок. В состав рабочей группы включены Юрий Пилипенко, Евгений Семеняко, Генри Резник, Алексей Галоганов, Николай Рогачёв, Валентина Малиновская, Олег Баулин.

Совет ФПА РФ рассмотрел подготовленные Комиссией ФПА РФ по этике и стандартам разъяснения. Принято за основу Разъяснение КЭС по вопросу осуществления адвокатом деятельности эскроу-агента, утверждено Разъяснение КЭС по вопросу использования адвокатом механизма краудфандинга (применительно к адвокатской деятельности – механизм сбора денежных средств от неопределенного круга третьих лиц в целях оплаты труда адвоката и компенсации издержек по оказанию им юридической помощи). В ближайшее время эти разъяснения будут опубликованы на сайте fparf.ru в разделе «Документы».

В первом документе отмечается, что востребованность представителей адвокатской корпорации для выполнения функций эскроу-агентов очевидна. В качестве эскроу-агента адвокат выступает гарантом исполнения обязательства, обеспечивает сохранность имущества, а в случае наступления указанных в договоре обстоятельств передает его бенефициару.

В Разъяснении указывается, что при оказании юридической помощи в качестве эскроу-агента адвокат обязан выполнять требования, а также соблюдать запреты и ограничения, обусловленные его статусом. Кроме того, подчеркивается, что на деятельность адвоката в качестве эскроу-агента распространяется специальный правовой режим охраны сведений, составляющих адвокатскую тайну. При этом в части, не урегулированной законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре, к отношениям, возникающим в связи с выполнением адвокатом функций эскроу-агента, применяются правила гражданского законодательства об условном депонировании (эскроу).

Во втором Разъяснении КЭС называет недопустимым самостоятельное обращение адвоката (в том числе направленное через СМИ и (или) посредством сети «Интернет») к неопределенному кругу лиц с предложением о внесении денежных средств в счет оплаты труда адвоката и компенсации расходов, связанных с оказанием им юридической помощи. Единственно приемлемым является сбор средств с применением технологий краудфандинга только самим доверителем или третьими лицами – специализированными фондами, общественными организациями и т. д., близкими лицами доверителя, которые могут сделать обращение о сборе пожертвований от своего имени или от имени доверителя, с последующим заключением указанными лицами с адвокатом соглашения об оказании юридической помощи в пользу третьего лица.

В Разъяснении подчеркивается, что при подобном способе оплаты юридической помощи адвокат обязан с особой тщательностью соблюдать положения п. 1 ст. 4, подп. 2 п. 4 ст. 9 КПЭА, руководствоваться п. 3, 4 ст. 4 КПЭА.

Совет ФПА РФ принял решение о внесении изменений в Положение о Национальной премии в области адвокатской деятельности и адвокатуры, предусматривающие новые номинации: для награждения представителей прессы, которые наиболее адекватно отражают интересы корпорации, и для деятелей искусства, создающих положительный образ адвоката.

Вице-президент ФПА РФ Светлана Володина рассказала о работе над Стандартом повышения квалификации адвокатов. Она сообщила, что после обсуждения ряда спорных вопросов решено было остановиться на следующих показателях: минимальное количество часов в год – 40, отчет о повышении квалификации – раз в три года, а градации в зависимости от стажа и нахождения в органах адвокатского самоуправления решено вынести на Совет.

Некоторые члены Совета выступали за сохранение прежнего числа часов в год (20), установленного Единой методикой подготовки и переподготовки адвокатов и стажеров адвокатов. Такую позицию высказывают, в частности, представители палат с небольшим числом адвокатов. Юрий Пилипенко предложил не голосовать по этому вопросу, учитывая разброс мнений. Однако он напомнил, что только бесплатные вебинары ФПА РФ покрывают 40 часов в год.

Рассмотрев предложения о внесении изменений в Регламент КЭС (утв. Решением Совета ФПА РФ 19 апреля 2017 г.) и Устав Совета ФПА РФ, члены Совета решили отложить принятие этих поправок до следующего заседания.

Изменения в Устав Совета ФПА РФ касались закрытых заседаний Совета. А изменения названия ст. 8 Регламента КЭС и п. 1 этой статьи предполагали расширение полномочий КЭС и наделение Комиссии правом давать разъяснения по вопросам применения не только КПЭА, но и других корпоративных нормативных актов ФПА РФ. При обсуждении высказывались сомнения в необходимости такого расширения полномочий КЭС.

Совет рассмотрел предложение фонда «Общественный вердикт» о присоединении ФПА РФ к Коалиции «БезПыток», цель которой – создание эффективного механизма выявления случаев пыток в колониях и преследования за такие нарушения закона. Членами коалиции являются фонд «Общественный вердикт», Московская Хельсинкская группа, Правозащитный Центр «Мемориал», «Русь Сидящая», Фонд в защиту прав заключенных, «Новая газета» и др.

Предложение войти в коалицию не было поддержано членами Совета, посчитавшими, что общественно-политической и правозащитной деятельностью вправе заниматься каждый адвокат, но вхождение ФПА РФ в правозащитные организации и их блоки нецелесообразно.

Рассказать:
Яндекс.Метрика